Само слово МОНОТИПИЯ (monotype) указывает на то, что этим способом может быть достигнут только один (monos) оттиск. После печатания на доске остаётся так мало краски, что, если с неё сделать ещё один оттиск на другой лист бумаги, то получится очень бледный след, да и то лишь тьех мест, где краска лежала наиболее густым слоем.
Монотипия делается мною таким образом: берётся гладко отшлифованная медная или цинковая доска (как для офорта) и на неё накладываются краски точно такие же, как при печатании цветного офорта (акватинта) растирая их кисеей, тряпкой, кистью, пальцами. Чем тоньше слой, тем бледнее тон, а где дочиста стёрто, там бумага будет совершенно чиста. Никакая предварительная протрава не стесняет свободы творчества. На доске можно всё что угодно изменить, добавить, стоит только снять тряпкой или даже бензином то, что не нравится, и заменить другими комбинациями. Нечего заботиться о том, что на оттиске это будет заметно. Вся черная работа уничтожается бесследно, и на бумагу переходит только окончательный результат сложной работы и при том быстрой, так как отпечатать можно лишь пока краски не высохли. Последнее условие, конечно - невыгодная сторона дела, ведь может случиться, что одна часть более суха, чем другая и может вовсе не отпечататься.
Труднее всего достичь тёмных и очень ярких тонов и изображать при это густоты краски, которая при давлении станка может изменить форму пятна и даже промаслить бумагу. Чтобы избежать таких сюрпризов, более тёмные и сильные тона я накладываю под конец, употребляя бензин для рахжижения краски.
Мне не раз задавали вопрос - почему я не просто пишу на холсте или бумаге, если хочу сделать только один экземпляр? Ответить на это довольно трудно. Во-первых, мне нравится лихорадочность и риск этой техники, на которую я набрела случайно, печатая цветные оттиски, во-вторых, масляная краска , положенная на бумагу кистью, выделяет из себя масло, почему изолировать белые места бумаги невозможно; также никакими лессировками не достигнешь такой тонкости слоя краски, которая получается от вытирания на доске и втиснутости краски в мокрую бумагу прессом. Ведь никто не спрашивает, почему художник пишет картину масляными красками или акварелью в одном экземпляре!
Из статьи Е.С.Кругликовой
Вверх
|