МОНОТИПИЯ - графическая техника свободного сознания
"из вероятия в правоту..."
Б. Пастернак
Монотипией занимаюсь много лет, и интерес к этой технике только растёт. А что же такое монотипия? Монотипия: «моно» - один, «типус» - отпечаток (греч.). Эта графическая техника максимально пробуждает фантазию и интуитивное образное мышление. Меня не перестаёт удивлять и восхищать работа над художественным образом, где главным инструментом является зрение. С рождения дано нам великое, неоценимое счастье – зрение. Через него мы получаем моментальную и глубинную информацию. Визуальная память огромна, а фантазия, зрение и генетическая память дают художнику возможность смоделировать новый условный мир. В детстве, когда фантазия свободна и беспечна, когда есть время смотреть в небо, мы видим не только проплывающие облака, освещённые солнцем воздушные объёмы, но находим там все образы, навеянные реальностью и сказками, которые являют собой почти неразрывное целое. Что за работу совершает наше зрение и сознание?
Давайте создадим ситуацию хаотически-живописного пятна намеренно. Возьмём небольшой лист бумаги, тёмную краску или тушь, тонкие и средние кисти, бумагу различной фактуры – гладкую, лощёную, пористую. Свободно нанесём краску на бумагу и, пока она не высохла, коснёмся другим листом. Далее – варианты разные. Можно листы разнять резко, или плавно вращая. Результат получения зеркальной красочной пары будет различным. Открыв, вы обнаружите два неповторимых зеркальных живописно-графических пятна. Основа для полёта воображения готова. Разнообразие тончайших тональных переходов в этих пятнах, удивительное сочетание различных фактур, дают возможность увидеть то, на что настроен в данный момент художник. Стоит лишь повернуть лист с красочным пятном в ту или иную сторону, и явятся новые образы. В данном случае ориентиром может служить ощущение масштаба – и возникнет пейзаж. Нарисуйте крохотную птичку рядом с пятном, и оно превратится в горный хребет или берег моря. Если вы увидели направленное движение в пятне, оно в состоянии превратить эту ассоциацию в танец, и тогда можно расшифровать намёк на стиль, почувствовать характер, найти портреты друзей или увидеть мифологические персонажи. Монотипия – это импровизация внутреннего мира в заданной ситуации. А, как известно, импровизацию нельзя достать из пустоты. Чем богаче внутренний мир, тем интереснее импровизация. Мы полагаемся на свою интуицию. «Интуэри» по-латыни означает – смотри зорко.
Есть тонкий момент в альянсе авторского вмешательства – не испортить стихию графического пятна. Безусловно, выручает умение рисовать. Техникой монотипии свободно владеют многие художники, правда, редко воспринимая её серьёзно, предпочитая волевые способы в изображении. Создание монотипии – это не замена исследовательского рисунка, где карандаш способен изображать, изучая предмет и пространство, рисуя с натуры. Это, скорее, тренировка глаза на способность мыслить визуальными образами и благодарность к неповторимой единственности случая. Образно я вижу огромный хрустальный шар с тысячами тысяч плоских сияющих граней. Когда идёт работа мысли, он начинает своё движение в разных направлениях с целью поиска той единственной грани, которая, встретившись с данным пятном, даёт сияние лучика, озаряет наше сознание, и мы встречаемся. Дорого стоят эти встречи. Как будто лёгкий намёк даёт подсказку сознанию. И воображение достаёт из памяти образы, примеривает или отвергает их. И вдруг, как точный укол шпагой, - оп! – попадание в цель.
Монотипией, как правило, занимаются художники, верящие в чудо. В каком-то смысле, это фатальная охота за удачей. И бесконечная любовь к импровизации. Как сказал один симпатичный киногерой: «Счастье – это когда тебя понимают». И был прав. Так случилось, когда несколько художников-монотипистов пришли в Галерею Третьякова. Оказалось, что здесь не надо рассказывать о монотипии. Здесь её все знают и любят. На протяжении трёх лет в галерее и на Арт-Ярмарках проходили выставки художников-монотипистов. Художники проводили свои мастер-классы. Благодаря живости этой техники, монотипия пользовалась особенным зрительским вниманием. Так возникла идея создания ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ МОНОТИПИИ. Если полистать историю искусств, можно получить прямое напутствие из серебряного века от художника-графика Кругликовой, которая занималась монотипией и писала статьи об этой технике. А ещё Галерея Третьякова объявила 2007 год годом художника Алексея Сысоева, который занимался монотипией в 70-ых годах XX века. В рамках этого года готовится цикл выставок. Время невидимой печатью проступает в этих живых работах и требует объединить тех, кто любит монотипию.
КОГО ЖЕ МЫ ПРИГЛАШАЕМ В НАШЕ ОБЩЕСТВО?
Конечно, художников.
Конечно, искусствоведов. Конечно, коллекционеров.
И конечно, тех, кто способен понять и разбудить в себе художника. СМОТРИТЕ ЗОРКО!
Арина Даур
Вверх
|